Программа курса


Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Уральский государственный университет им. А. М. Горького»
Центр педагогического образования


«УТВЕРЖДАЮ»
                                     Директор ЦПО

                                                              ______________________И. В. Попова

                                                              «____»   __________________2010 г.



БИБЛИОТЕКА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Рабочая программа дисциплины











Екатеринбург
2010
I. Введение
Информатизация высшего образования предполагает активное использование информационных технологий в процессах обучения и исследования. При этом важное значение приобретают такие факторы, как стимулирование, организация и методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся с информационными ресурсами.
Библиотека учреждения высшего профессионального образования обеспечивает информационно-ресурсное сопровождение образовательного и исследовательского процессов. В этой связи требования к профессиональной деятельности субъекта высшей школы предусматривают знание основ функционирования библиотеки в современной информационно-образовательной среде, владение навыками работы с разнородными библиотечно-информационными ресурсами, готовность к сотрудничеству с библиотекой в информационно-ресурсном обеспечении учебного процесса, реализации образовательных технологий, формировании информационной культуры обучающихся.
Цель дисциплины: развитие навыков профессиональной деятельности преподавателей и научных сотрудников высших учебных заведений.
Задачи дисциплины:
1)   развитие научно-методических и научно-исследовательских навыков в образовательном и исследовательском процессах;
2)   овладение современными библиотечно-информационными технологиями, формирование на их основе собственного профессионального стиля деятельности;
3)   развитие умений рефлексии собственной профессиональной деятельности.
Эти задачи решаются во время аудиторных занятий и самостоятельной работы обучающихся. Освоение программы курса происходит в форме лекционных и практических занятий.
Изучение курса предполагает знакомство с системой библиотечно-информационных ресурсов, направлениями интеграции библиотеки в образовательную среду вуза, методами и стратегиями информационного поиска, а также с методами обучения информационной грамотности.
В ходе курса предусмотрены анкетный опрос «Информационный поиск» и текущий контроль в форме ответов на вопросы. Итоговый контроль предполагает выполнение контрольного задания в форме составления резюме экспертной оценки электронных библиотечных систем, подписываемых университетом.
Требования к уровню освоения содержания курса
По окончании изучения курса слушатели должны знать:
·    организационно-технологические основы деятельности библиотеки в информационно-образовательной среде вуза;
·    виды информационных ресурсов, используемых в образовательном и исследовательском процессах;
·    методы применения библиотечных ресурсов и технологий для повышения эффективности учебного и исследовательского процессов.
При изучении курса слушатели приобретают умения:
·    применять различные педагогические методы, стимулирующие использование информационных ресурсов;
·    результативно проводить информационный поиск в соответствии с заданными целями;
·    формировать навыки информационной грамотности;
·    эффективно организовывать процессы обучения и исследования на основе полученных знаний.
Курс рассчитан на слушателей Центра педагогического образования, получающих дополнительную профессиональную квалификацию «Преподаватель высшей школы», а также слушателей программ Института по переподготовке и повышению квалификации преподавателей.
Методическая новизна курса
Лекционные занятия проводятся в режиме интерактивного обсуждения с применением анкетных опросов и сопровождаются электронными презентациями.
Итоговая отчетность осуществляется на основе экспертной оценки слушателями возможностей использования электронных библиотечных систем в форме составления краткого резюме.
II. Содержание курса
2.1. Разделы курса, темы и их краткое содержание
Раздел 1. Библиотека в информационно-образовательной среде вуза
Тема 1. Введение
Информационно-образовательная среда вуза (ИОС): уровни, свойства и факторы динамики. Библиотека как элемент ИОС. Партнерство преподавательского состава и библиотеки в реализации стратегических целей образования.
Тема 2. Университетская библиотека и профессиональная социализация личности
Роль библиотеки в профессиональной социализации личности. Информационная грамотность и информационная культура субъектов образования.
Новые информационные технологии в деятельности библиотеки. Интеграция библиотечных и образовательных технологий.
Раздел 2. Информационный поиск. Организация эффективного использования информационных ресурсов
Тема 3. Методы и стратегии информационного поиска
Виды информационного поиска. Поисковый образ документа. Методика поиска библиографической и полнотекстовой информации: точки доступа в БД, использование уточняющих атрибутов и логических операторов. Визуальный и фактографический поиск.
Тема 4. Библиотечно-информационные ресурсы
Библиотечный Web-сайт как шлюз к научным и образовательным информационным ресурсам и инструмент современных образовательных технологий. Электронные каталоги. Электронные библиотеки. Российские информационные центры. Научные и образовательные интернет-ресурсы.
Тема 5. Поиск в сети Интернет. Организация найденной информации
Стратегии поиска. Оценка достоверности полученной информации и эффективности информационного поиска. Инструменты библиографического менеджмента.
Раздел 3. Информационная этика
Тема 6. Информационная этика
Информационная этика, цитирование информационных ресурсов. Плагиат.
2.2. Практические занятия
Поиск информационных ресурсов с использованием печатных и электронных источников информации.
2.3. Контрольное задание
Экспертная оценка по заданным критериям электронной библиотечной системы в качестве пользователя-студента и пользователя-преподавателя.
2.4. Итоговое задание
Краткое резюме (не более одной страницы) о проблемах и перспективах партнерства библиотеки и преподавателя в современной информационно-образовательной среде вуза.





III. Распределение часов курса по темам и видам работ
Раздел, тема
Учебный план, часов
Аудиторные занятия
Самостоя­тельная работа
Итого по те­мам
лекции
прак­тичес­кие
Раздел 1. Библиотека в информационно-образовательной среде вуза




Тема 1. Введение
2


2
Тема 2. Университетская библиотека и профессиональная социализация личности

2

2
Раздел 2. Информационный поиск. Организация эффективного использования информационных ресурсов




Тема 3. Методы и стратегии информационного поиска

2

2
Тема 4. Библиотечно-информационные ресурсы

2
2
4
Тема 5. Поиск в сети Интернет. Организация найденной информации

2


Тема 6. Информационная этика
2



Контрольное задание


2
2
Всего
6
4
8
18
Список рекомендуемой литературы
Антопольский А. Б. Информационные ресурсы России: науч.-метод. пособие. М.: Либерея, 2004. 424 с.
Армс В. Электронные библиотеки: учеб. пособие / пер. с англ. С. А. Арнаутова. М.: ВИНИТИ, 2002. 275 с.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Стародубова Г. А. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 1. Кемерово: Изд-во Кемер. гос. акад. культуры и искусств, 1999. 144 с.
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л. Информационная культура личности: диагностика, технология формирования: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. Ч. 2. Кемерово: Изд-во Кемер. гос. акад. культуры и искусств, 1999. 149 с.
Земсков А. И., Шрайберг Я. Л. Электронные библиотеки: учебник. М.: Либерея, 2003. 352 с.
Паршукова Г. Б. Методика поиска профессиональной информации: учеб.-метод. пособие. СПб.: Профессия, 2006. 222 с.
Романенко В. Н., Никитина Г. В. Неверов В.С. Работа в Интернете от бытового до профессионального поиска : практ. пособие с примерами и упражнениями. СПб. : Профессия, 2008. 416 с.
Современная университетская библиотека: модернизация, управление, качество / Л. Л. Батова [и др.]. М.: Логос, 2005. 126 с.
Справочник информационного работника / под ред. Р. С. Гиляревского, В. А. Минкиной. СПб.: Профессия, 2005. 552 с.
Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы: доклад Всемирного банка. М.: Весь Мир, 2003. 200 с.
Хорошилов А. В., Селетков С. Н., Днепровская Н. В. Управление информационными ресурсами: учебник. М.: Финансы и статистика, 2006. 272 с.
IV. Вопросы для самоконтроля
1.       Охарактеризовать библиотеку как элемент информационно-образовательной среды вуза.
2.       Назвать формы интеграции библиотеки в образовательный процесс.
3.       Перечислить основные функции Web-сайта библиотеки вуза.
4.       Охарактеризовать стратегии поиска информации, способствующие повышению эффективности образовательного и исследовательского процессов.
5.       Перечислить основные российские и мировые информационные центры.
6.       Охарактеризовать современные каналы научной коммуникации.
7.       Определить роль информационной грамотности обучающихся в современных образовательных технологиях.
8.       Определить понятие информационной культуры, перечислить ее компоненты.
V. Форма итогового контроля
Выполнение контрольного задания.
VI. Ресурсное обеспечение
Компьютерный класс с доступом в Интернет для проведения практических занятий; мультимедийный проектор, ноутбук для лекций и практических занятий.
VII. Методические рекомендации
При проведении лекций следует акцентировать внимание обучающихся на формах интеграции библиотеки в образовательный процесс и использовании ресурсных возможностей библиотеки в педагогических технологиях. Привести конкретные примеры.
Практические занятия по библиотечно-информационным ресурсам должны включать:
·    обсуждение со слушателями используемых ими в педагогическом процессе источников информации;
·    обсуждение интеграции образовательных и библиотечно-информационных технологий;
·    анализ массовых стратегий информационного поиска;
·    демонстрацию системы универсальных информационных ресурсов России;
·    сравнение результатов поиска информационных ресурсов с помощью поисковых машин и библиотечных информационно-поисковых систем.
На практических занятиях обучающиеся должны самостоятельно сформулировать тему и термины поиска, провести поиск в электронных каталогах Научной библиотеки УрГУ и других библиотек и информационных центров, проанализировать релевантность результатов поиска. Кроме того, обучающиеся должны самостоятельно ознакомиться с ресурсами глобальных интеграторов информации, представленных на Web-сайте библиотеки.